Как выбирать щенка

Основные типы темперамента собак начал изучать в начале 20 века лауреат Нобелевской премии Иван Петрович Павлов. По его мнению, физиологической основой темперамента являются свойства нервной системы. Типы нервной системы (подвижный сангвиник, инертный флегматик, неуравновешенный холерик, слабый меланхолик), установленные в исследованиях на собаках, он предложил распространить и на людей. Публикации, посвященные изучению темпераментов собак, ежегодно появляются на страницах научных журналов по психологии, биологии, поведению животных и ветеринарной медицине. Большинство этих исследований подтверждает перспективность определения характера щенков для прогнозирования особенностей поведения взрослых собак. Внимание к этому вопросу объясняется прежде всего тем, что выбор щенка (в комплексе с грамотной социальной адаптацией щенка и дрессировкой) является наиважнейшим фактором в решении такой общественно значимой проблемы, как предотвращение покусов людей, в том числе и случаев с тяжелыми последствиями.

Доминирование и подчинение в отношениях собак подробно было изучено американскими учёными, специалистами по физиологической психологии (James, 1951). Изучение иерархических взаимоотношений щенков подтвердило, в частности, что доминирующие особи, проявляя признаки агрессивного поведения, первыми получают еду, отгоняя от неё остальных. Это явление широко известно. Валерьян Никитович Зубко в книге «Выращивание и воспитание щенка» (2004) рекомендовал при отборе щенка отдавать предпочтение более крупным, хорошо упитанным, энергичным, первыми добирающимся до кормушки и хорошо поедающим корм. Известный московский кинолог Владимир Васильевич Гриценко в книге «Воспитание собаки-защитника» (2011) при выборе щенка рекомендует спросить у заводчика: кто отталкивает остальных щенков от миски с едой, кто при испуге лает и рычит, кто отбирает у остальных новую игрушку, кто впереди всех несется, чтобы обнюхать незнакомого человека, кто всегда побеждает в игре? Однако необходимо учитывать, что полагаясь на эти критерии, мы выбираем доминирующего щенка, для которого свойственно стремление к лидерству. А эти качества могут быть связаны с возможностью проявления агрессии, что нежелательно в ряде случаев, например, когда щенок будет расти в семье с маленькими детьми или с пожилыми людьми. Агрессия, связанная с доминированием, является самой распространённой и намного реже встречается агрессия, связанная с проявлением нервозности собаки (Beaver, 1983; Goddart, Beilhartz, 1985). Для того чтобы исключить риск нежелательной агрессии со стороны собаки, необходимо тщательно проверить темперамент щенка.

В 1972 году американским зоопсихологом Уильямом Кэмпбеллом был разработан широко используемый в настоящее время тест для определения степени доминирования щенка. Тест Кэмпбелла универсален, он позволяет выявить собак, склонных к проявлению агрессии или к подчинению, а также пугливых собак (Weiss, Greenberg,1997). Этот метод позволяет определить готовность собаки к работе с человеком и степень принятия ею социального доминирования человека.

Тест проводился различными исследователями со щенками в возрасте от 6 до 8 недель, в большинстве случаев, в том числе автором метода (Campbell, 1972) – в возрасте 8 недель. Опыты, проведённые со щенками немецких овчарок норвежскими учёными (Wilsson, Sudgren, 1998), показали, что тестирование не должно проводиться со щенками моложе 8 недель. Это связано с тем, что в период с 7 до 16 недель наблюдается тенденция изменения темперамента в сторону уменьшения признаков доминирования и усиления подчинения (Beaudet et al., 1994). Поэтому, если проводилось тестирование щенков в возрасте 7 недель, рекомендуется дополнительная проверка в дальнейшем. В. В. Гриценко (2011) рекомендует применять тест Кэмпбелла к щенкам в возрасте 50-55 дней, при этом стараться понаблюдать за пометом щенков и протестировать его трижды. Повторное тестирование поможет убедиться, что выбор правильный, так как у щенков, как и у людей, бывают благоприятные и неблагоприятные дни. Малыш, который только что проснулся, поел или плохо себя чувствует, может проявлять несвойственный ему темперамент.

Ниже приводится тест Кэмпбелла в первоначальной редакции (Campbell, 1972), так как именно эту методику использовали учёные различных стран, проводя многочисленные испытания со щенками различных пород (чаще всего работы проводились со щенками немецкой овчарки, лабрадора и английского кокер-спаниеля). Достоверность полученных с помощью этого теста прогнозов была подтверждена многократно и доказана статистическими методами (Jones, Gosling, 2005).

Щенков необходимо проверять индивидуально. Проверку должен проводить незнакомый щенкам человек («тест-лидер»). Он должен оставаться невозмутимым и не выражать никаких эмоций во время испытаний. Проверку темперамента щенка можно проводить в помещении или на улице, однако обязательным условием является отсутствие объектов, которые могут его отвлекать. Тест Кэмпбелла включает 5 этапов:

1. Социальная активность. Щенка помещают в один конец комнаты головой к стене. Человек быстро отходит от щенка, затем встаёт на колени и хлопает в ладоши, чтобы привлечь его внимание . Возможные реакции: А – щенок с готовностью подбегает, стремится контактировать с человеком, хвост поднят. Б – щенок с готовностью подбегает, но не контактирует с человеком, хвост опущен. В – щенок подбежал, хвост опущен. Г – щенок подошел нерешительно, хвост опущен. Д – щенок не подошел или убежал.

2. Следование за человеком. Щенок находится рядом с проверяющим в одном конце комнаты. Затем человек уходит в другой конец комнаты, но остается в поле зрения щенка. Возможные реакции: А – щенок немедленно побежит за ним, подняв хвост и пытаясь играть. Б – щенок бежит за человеком с поднятым хвостом, но не играет. В – щенок с готовностью следует за человеком, но его хвост опущен. Г – щенок следует за человеком нерешительно. Д – щенок не следует за человеком или убегает.

3. Реакция на лишение свободы. Проверяющий кладет щенка спиной на пол и удерживает его ладонью за грудь. Возможные реакции: А – щенок энергично борется, кусается или рычит и машет хвостом. Б – щенок энергично сопротивляется, машет хвостом, но не рычит и не кусается. В – щенок сопротивляется, затем успокаивается. Г – щенок не сопротивляется и может лизать руки тестирующего.

4. Склонность к доминированию. Проверяющий слегка придерживает щенка за шею и поглаживает его вдоль спины в течение 30 секунд. Возможные реакции: А – щенок сопротивляется, пытается укусить. Б – щенок сопротивляется, но не демонстрирует агрессивное поведение. В – щенок сопротивляется, но очень непродолжительно. Г – щенок бездействует. Д – щенок уходит и не возвращается.

5. Доминирование при поднятии. Проверяющий наклоняется над щенком, немного приподнимает его на высоту 15 см в течение 30 секунд, удерживая сзади руками за грудь. Возможные реакции: А - щенок решительно сопротивляется, пытается укусить. Б – щенок сопротивляется, но не демонстрирует агрессивное поведение. В – щенок сопротивляется, затем успокаивается и (или) лижет руки человека. Г – щенок не сопротивляется и может лизать руки человека.

Различные части этого теста означают: А – чрезмерное доминирование; Б – доминирование; В – гармоничное подчинение; Г – чрезмерное подчинение; Д – независимое состояние, чрезвычайная пугливость или неадекватная социализация.

Большинство ответов А соответствует доминирующему агрессивному поведению. Такой щенок при правильной дрессировке может стать хорошим охранником, но его не следует брать неопытному человеку или в семью где есть дети или старики. На роль компаньона он не подходит так как склонен к агрессии. При большинстве ответов Б вырастет хорошая служебная собака с сильным характером, но только при серьёзной дрессировке.

Большинство ответов В соответствует хорошей восприимчивости в обучении и уравновешенному темпераменту.

Большинство ответов Г соответствует подчинённому поведению. Такая собака мало пригодна для работы. Большинство ответов Д соответствует подавленной психике. Из такого щенка может вырасти необщительная и непредсказуемая собака.

В нашей школе для щенков в возрасте полутора месяцев рекомендуется следующий тест, применяемый при выборе собаки для охраны хозяина, квартиры или участка:

1. Болевой порог. Взять щенка на руки и ущипнуть за перепонку лапы так, чтобы ему было больно. Чем агрессивнее он будет реагировать, тем лучше.

2. Боязнь высоты. Постелить на стол плотную ткань, чтобы лапы щенка не скользили. Щенка поставить на стол. Он не должен испугаться (скулить, дрожать и уж тем более писаться.

3. Боязнь громких звуков. В пакет поставить, например, маленькую алюминиевую кастрюльку. В нее положить мелкие металлические предметы. Пакет «нечаянно» уронить рядом со щенком. Если он вздрогнул, но пошел обследовать пакет – это нормально, если убежал и спрятался – плохо.

4. Активно-оборонительная реакция и охотничий инстинкт. Взять тряпочку и играть между щенками. Щенок, который активнее всех хватает тряпку – лучший.

5. Инстинкт следования за человеком. Вынести щенка в незнакомое помещение и придержать руками на полу. В это время, на расстоянии примерно полметра, пройдет человек, это может быть кто угодно. Если щенка отпустить, он должен последовать за человеком. На такого щенка следует обратить внимание, он никогда не потеряется.

6. Доминирование. Взять щенка, резко перевернуть на спину и прижать спиной к полу. Плохо, если он замер. Затем придавить щенка сверху животом к полу. Если он замер, забился и не сопротивляется – плохо.

7. Пищевой инстинкт. Если щенок ест жадно – это хорошо. Такого щенка легко дрессировать, используя пищевую потребность и лакомство в качестве безусловного раздражителя при выработке условных рефлексов.

8. Если щенок крутится за хвостом, это говорит о его слабой нервной системе.

9. Уделить внимание поведению матери, так как от нее передается большая часть привычек и пороков.

Щенки, выбранные в соответствии с этими рекомендациями, хорошо поддаются дрессировке, по своим рабочим качествам значительно превосходят средний уровень, из них получаются прекрасные охранники. На этой странице представлены фотографии, на которых можно увидеть работу выбранной по данному методу собаки (кане-корсо Гарик, владелец Алексей Мосякин). 

Однако выбор щенка предопределяет лишь наличие врождённых задатков. Огромное значение имеют условия, в которые попадёт выбранный щенок, воспитательная работа и дрессировка. Существует поучительное предание о спартанском законодателе Ликурге. Стремясь доказать спартанцам важность воспитания смелых, сильных и инициативных людей, Ликург взял двух щенят из одного помёта, с одинаковыми наследственными задатками и воспитал их в разных условиях. Один щенок был приучен к самостоятельной жизни: он дрался с другими собаками, отыскивал себе корм, бегал по улицам и т.п., а другой был воспитан в тёмной яме. Когда собаки выросли, Ликург выпустил их на зайца на площади перед народным собранием. Собака, выросшая во мраке и бездействии, упала на брюхо и завизжала. Другая собака бросилась на зайца, быстро его догнала и загрызла. Так Ликург наглядно показал решающее значение воспитания в подавлении и изменении унаследованных способностей (Рогинский, 1948).

Это подтверждают и современные исследования, в ходе которых было установлено, что в условиях сенсорной изоляции (при отсутствии шумов, запахов, зрительных раздражителей и т.д.) мозг атрофируется. У животных, содержащихся в таких условиях, уменьшается объем серого вещества мозга, снижается иммунитет и устойчивость к стрессам (Гриценко, 2011). Поэтому начинать прогуливать щенка нужно как можно раньше.

Щенок познаёт окружающий мир с помощью зрения, слуха и обоняния. В ранние периоды развития (с первой по двенадцатую неделю жизни) щенок очень восприимчив ко всему, что его окружает, поэтому именно в этот период минимальный опыт отзывается максимальным эффектом (журнал «Друг», 1999, №4). С точки зрения формирования поведения и характера собаки, период с 4-й по 12-ю неделю – так называемый период социализации - является наиболее важным в жизни щенка. От того, сколько и как общается щенок в этом возрасте, зависит, сможет ли он легко и свободно общаться со своими сородичами и с животными других видов. Щенки, полностью лишенные контакта с человеком в возрасте до 12 недель, боятся людей, их очень трудно воспитывать и они не станут хорошими компаньонами. Щенки, изолированные от других собак, имеют нарушения социального поведения. Они занимают подчинённое положение по отношению к другим собакам и с трудом осваиваются в новой обстановке. Щенки, которые в период социализации находились в квартире, в дальнейшем будут неуверенно чувствовать себя на улице.

В то же время стандартный график прививок щенков включает первую прививку в возрасте 8 - 9 недель и повторную ревакцинацию в 12 недель. После этого 10 дней рекомендуется не допускать контактов щенка с другими собаками. За это время, непродолжительное в масштабах человеческой жизни, завершается важный период формирования характера собаки. Если в это время щенок находился в условиях изоляции, в обеднённой окружающей среде, где знакомство с предметами, запахами и звуками было ограничено, в дальнейшем он будет с трудом приспосабливаться к новым условиям и плохо обучаться.

Если собака должна стать не только другом, но и защитником, нужно постараться с минимальным риском для здоровья щенка обеспечить ему максимум впечатлений в период до 12 недель. Это необходимо для полноценного развития его головного мозга. Даже прогулка за пазухой у хозяина, когда щенок может многое увидеть, услышать и понюхать, будет для малыша очень полезной. Необходимо помнить, что «эффект изолированного выращивания» имеет необратимые последствия и проявляется в течение всей жизни собаки. По мнению В.Н. Зубко (2004), даже полная изоляция щенка, в принципе вредная для его физического и психофизиологического развития, не гарантирует от заболевания, так как заражение может произойти через обувь или одежду владельцев и их знакомых. В.Н. Зубко рекомендует исключить общение щенка с другими собаками лишь при появлении в районе вспышек чумы плотоядных, парвовирусного энтерита и других опасных болезней.

Создать бесплатный сайт с uCoz