Теоретические основы дрессировки

Дрессировка (от французского слова «dresser»— вышколить, обучить)— это выработка у животных определённых навыков, необходимых для управления их поведением и использования в работе. Работа собак определяется действиями дрессировщика (словесными командами или жестами).

Знание физиологических основ поведения и дрессировки собак необходимо для того, чтобы понимать особенности её психики и в соответствии с этим правильно строить свою работу с этими животными. Техника дрессировки включает в себя правила воздействия на собаку определёнными раздражителями с целью выработки у неё необходимых навыков и затормаживания ненужных рефлексов.

Исследования академика Ивана Петровича Павлова и его учеников показали, что поведением животных управляют большие полушария головного мозга. Эту работу больших полушарий И.П. Павлов назвал высшей нервной деятельностью. Физиологической основой высшей нервной деятельности являются приобретённые рефлексы, названные И.П. Павловым условными. Каждый новый рефлекс, образовавшийся в течение жизни собаки в коре больших полушарий головного мозга, расширяет её опыт, позволяет приспособиться и более успешно удовлетворять свои потребности в изменяющихся условиях окружающей среды. Правильная ответная реакция животного на различные внешние раздражители обеспечивает нормальное взаимодействие организма с окружающей средой. Животное стремится к благоприятным условиям существования, а неблагоприятные условия старается избегать по одним только предвестникам этих условий – сигналам, или условным раздражителям.

В процессе дрессировки собаки должна происходить выработка условных рефлексов на выполнение требуемых действий в соответствии с сигналами дрессировщика. Именно в выработке у собаки нужных рефлексов и заключается физиологическая сущность дрессировки (Зубко, 1991). Возникновение стойкого условного рефлекса происходит под воздействием двух раздражителей - условного (команда) и безусловного (похвала, лакомство или механическое воздействие). Рассмотрим, как образуется у собаки условный рефлекс на команду «Сидеть» (Рис. 1). Дрессировщик подает собаке команду (условный раздражитель) и вслед за этим нажимает рукой на поясницу ближе к крестцу (механическое воздействие – безусловный раздражитель). Команда «Сидеть» воспринимается органом слуха собаки, по нервам импульсы доходят до слухового центра коры головного мозга – возникает 1-й очаг возбуждения. От давления рукой в области поясницы также возникают соответствующие импульсы возбуждения, которые по другим нервам доходят до двигательного центра коры головного мозга и возникает 2-й очаг возбуждения. Собака садится. При многократном повторении действия этих двух раздражителей в коре головного мозга образуется связь между слуховым и двигательным центрами. Теперь достаточно подать команду «Сидеть», и возбуждение в коре головного мозга из слухового центра пойдёт в двигательный, а затем по нервам к мышцам. В результате собака сядет.

Для выработки такого рефлекса требуется время и достаточное количество повторений условного и безусловного раздражителей. Лучше, когда условный раздражитель применяется на 1-2 секунды раньше безусловного раздражителя. При интенсивном обучении командам рекомендуется повторять упражнения по 10-15 раз дважды в день до кормления, до полного закрепления условного рефлекса. Чем хуже выполняется команда, тем большее число повторений требуется для её закрепления. Однако чрезмерное увеличение количества повторений может привести к замедлению выработки условного рефлекса и возникновению запредельного торможения (явление передрессировки).

Нужные для дрессировщика действия необходимо каждый раз поощрять, подкрепляя положительными эмоциями. Для подкрепления условных сигналов при дрессировке собак часто применяется лакомство. При многократном сочетании условного сигнала – лакомства и соответствующей команды у собаки вырабатывается условный рефлекс на команду. При этом необходимо помнить, что кусочки лакомства не должны быть слишком маленькими (это – слабые раздражители) и слишком большими (быстро наступает насыщение и потеря заинтересованности). Если лакомство сочетается с похвалой и поглаживанием собаки, постепенно пищевое подкрепление можно заменить похвалой. В дальнейшем при упрочении навыка можно добиться его автоматического проявления при различных условиях.

Механизм образования условных рефлексов всегда сводится к замыканию связей между очагами возбуждения в коре больших полушарий (Зубко, 1991, рис. 2). Однако эти связи по своему характеру временные, они исчезают, если изменяются вызвавшие их условия. Поэтому после прохождения курса общей дрессировки, когда вырабатываются навыки послушания, необходимые для управления собакой, рекомендуется систематическая тренировка собаки (повторение пройденного).

 

 

Усложнение задач при дрессировке собак следует проводить постепенно. Так, сначала вырабатывают навык садиться по команде, после этого – навык ложиться. Затем начинают приучение к команде «Стоять». Сначала вырабатывают навык вставать, когда собака сидит и только после этого можно чередовать команды «Сидеть», «Лежать» и «Стоять» в различной последовательности. После того, как эти навыки освоены, нужно научить собаку выполнять эти действия на расстоянии от хозяина сначала голосом и жестом одновременно, а затем, периодически чередуя голосовую команду и жест.

Не следует переходить к отработке нового приёма дрессировки, ели предыдущие отработаны плохо. С самых первых занятий следует добиваться того, чтобы щенок всегда, пусть поначалу даже с помощью хозяина, выполнял команду. Собака должна знать, что команда хозяина – закон (Жарова, 2002).

Необходимо помнить, что собака не понимает сложную человеческую речь. Одну команду от другой она отличает по сочетанию звуков. Поэтому команду нужно произносить чётко и ясно. При этом имеют значение высота голоса, его сила, тембр, интонация (Зубко, 1991, 1994). Искаженные команды не вызывают у собаки нужной ответной реакции. В зависимости от условий дрессировщик применяет обычную интонацию, приказную или угрожающую. Например, если поданная обычным голосом команда не выполнена, её повторяют более громко и с выраженной приказной интонацией. Как правило, собаки это тонко улавливают и подчиняются. Нельзя уговаривать собаку или упрекать её. Психика собаки качественно отличается от мыслительной деятельности человека, она обладает только элементарной рассудочной деятельностью и её поведение обусловлено главным образом влиянием раздражителей. При злоупотреблении угрожающими интонациями, как и при грубом обращении с собакой, образование условных рефлексов тормозится защитными реакциями организма. Если команда не выполнена при повторении с угрожающей интонацией, следует немедленно принудить собаку выполнить команду соответствующим механическим методом (Жарова, 2002).

В то же время ошибками являются как подача команды тихим голосом, так и выкрикивание команды (Жарова, 2002).

Частой ошибкой начинающих дрессировщиков является применение безусловного раздражителя раньше условного (Зубко, 1991). Например, сначала дрессировщик делает рывок поводком, а после этого подаёт команду «Рядом». Это не обеспечивает выработку навыка. Другой распространённой ошибкой является многократное повторение команды в одинаковой интонации до применения безусловного раздражителя (это может привести к тому, что собака будет ждать многократного повторения команды перед её выполнением).

Ошибкой также является задержка поощрения. Нередко можно видеть, как собака, правильно выполнив команду, ждёт поощрения (смотрит на дрессировщика), а тот долго ищет по карманам лакомство. В результате это поощрение не достигает цели и портит четкость работы собаки. Лакомство следует быстро подносить к морде собаки, так чтобы это не отвлекало её от работы (Жарова, 2002).

Поощрение лакомством не должно снимать собаку с той команды, которую она выполняет. Например, если собака выполняет команду "Лежать" и хозяин начал медленно доставать кусочек лакомства, а собака за это время в ожидании поощрения уже села, давать лакомство нельзя, так как в этом случае дрессировщик поощряет изменение положения, а не выдержку на команду "Лежать".

Нельзя дрессировать собаку в одной и той же обстановке в одно и то же время, так как у неё может возникнуть нежелательный навык на обстановку и время, что приведёт к плохой работе в других условиях и в другое время суток (Зубко, 1991; Жарова, 2002). Условия работы необходимо менять, усложнять обстановку.

По мнению известного немецкого кинолога Уве Штольпе, большое значение для успешной работы имеет сконцентрированность дрессировщика. Собаки очень быстро нас изучают, определяют, когда мы несобраны, устали, думаем о чем-то другом, и моментально начинают этим пользоваться. Чтобы этого не происходило, дрессировщики должны работать с собаками только тогда, когда способны хорошо сконцентрироваться (журнал "Дрессировка и спорт", 2008).

Создать бесплатный сайт с uCoz